Данный вопрос был одним из самых часто задаваемых во время проведения Всероссийской горячей линии по оформлению недвижимости. Всего на консультацию в Росреестр Татарстана по телефону за три часа обратилось более 50 татарстанцев. Некоторые прозвучавшие вопросы, на которые отвечали эксперты Росреестра Татарстана, - в нашей традиционной подборке.
- У меня имеется договор приватизации 1997 года. Надо ли его переоформлять?
Право собственности, зарегистрированное в органе БТИ до 31 января 1998 года (до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), считается ранее возникшим, и переоформлять договор не нужно. Но по вашему желанию можно внести сведения о праве на квартиру в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Для этого необходимо подать заявление в МФЦ, приложив подлинник договора приватизации. Государственная пошлина при этом не уплачивается.
Однако отметим, что государственная регистрация ранее возникшего права обязательна при продаже, дарении, мене или любой другой сделке по отчуждению имущества, а также аренде, передаче имущества в залог, вступлении в наследство.
Также нельзя исключать катаклизмы, например, природные и техногенные, пожары, наводнения и т.д. Или, например, дом попал под снос. Претендовать на компенсацию в этих случаях может только собственник объекта. Отсутствие сведений о правообладателе в реестре недвижимости создаёт риск невозможности учета права собственности, к примеру, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при согласовании местоположения границ земельных участков и т.д.
Кроме того, следует иметь в виду, что при отсутствии в ЕГРН сведений о ранее возникшем праве не получится внести запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия правообладателя. Также при отсутствии сведений о ранее возникшем праве в ЕГРН невозможно получить выписку, подтверждающую наличие права собственности на недвижимость.
- У меня есть гараж и земельный участок, которым я владею с 2003 года, но никаких документов, кроме технического паспорта, нет. Как мне оформить право собственности на гараж и земельный участок?
В этом случае вы можете воспользоваться «гаражной амнистией», для чего необходимо обратиться с имеющимися документами в администрацию района по месту нахождения гаража. Исполнительный орган власти после подготовки документов сам направит их в электронной форме на регистрацию его права собственности на гараж и земельный участок. После проведения регистрации права вам выдадут выписки из ЕГРН на оба объекта недвижимости.
- Беспокоюсь, что кто-нибудь может воспользоваться моей недвижимостью. Как мне себя обезопасить?
Вы можете воспользоваться правом подать заявление в МФЦ о невозможности регистрации перехода права без вашего личного участия. Для этого обратитесь в любой офис МФЦ со своим паспортом. Государственная услуга предоставляется бесплатно. При наличии такой записи в Едином государственном реестре недвижимости никто не сможет провести сделку без Вас, так как в этом случае необходимо Ваше личное участие при подаче документов на регистрацию. Если такие документы будут поданы на регистрацию иным лицом, то они будут возвращены без рассмотрения.
- В 2018 году моя мама подарила мне квартиру по договору дарения. В связи с тем, что мама сильно болела, от ее имени действовало доверенное лицо на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенное лицо ввело нас в заблуждение, и мы подписали заявление на прекращение государственной регистрации. В 2019 году мамы не стало. Как я могу оформить право собственности на данную квартиру на основании договор дарения 2018 года?
Государственная регистрация права собственности на основании договора дарения осуществляется по заявлению сторон договора. В настоящее время возможность регистрации договора дарения вами утрачена в связи со смертью одной из сторон – дарителя (вашей мамы). Чтобы зарегистрировать право собственности на основании договора дарения 2018 года, вам необходимо обратиться в суд за признанием права собственности, возникшего на основании вышеуказанного договора.
- Как можно признать садовый дом жилым?
В соответствии с п. 55 Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления). В связи с этим вам необходимо:
- обратиться к кадастровому инженеру для проведения технического обследования;
- собрать и подать документы в районную администрацию;
- получить решение от органов местного самоуправления
Если решение органов местного самоуправления положительное, документы передаются администрацией в Росреестр Татарстана. Проводится процедура регистрации нового статуса недвижимости. Если Вам будет отказано в переводе дома, решение может быть оспорено в судебном порядке.
- Предлагают купить участок для строительства дома. Но межевание не проводилось. Обязательно ли устанавливать границы земельного участка?
Согласно действующему законодательству, установление границ земельного участка не является обязательной процедурой. Но в то же время межевание позволяет избежать многих юридических проблем, в том числе земельных споров между владельцами смежных участков.
Процедуру межевания проводит кадастровый инженер. Он производит замеры, определяет координаты границ земельного участка, а затем проводит согласование местоположения уточняемых границ земельного участка и смежных с ним земельных участков с собственниками и пользователями указанных объектов недвижимости.
Перед заключением договора на проведение кадастровых работ рекомендуем проверить сведения об их исполнителе, воспользовавшись рейтингом кадастровых инженеров на официальном сайте Росреестра Татарстана.
На днях Росреестр Татарстана провел горячую линию для жителей республики по оформлению недвижимости. Как оказалось, многих татарстанцев волнует вопрос о том, надо ли регистрировать в Росреестре договоры приватизации, которые были получены в 1990-х годах.
По данному вопросу поясняем, что право собственности, зарегистрированное в органе БТИ до 31 января 1998 года, считается ранее возникшим, и переоформлять договор не требуется.
Однако необходимо иметь в виду, что государственная регистрация ранее возникшего права обязательна при продаже, дарении, мене или любой другой сделке по отчуждению имущества, а также аренде, передаче имущества в залог.
Также нельзя исключать катаклизмы, например, природные и техногенные, пожары, наводнения и т.д. Или, например, дом попал под снос. Претендовать на компенсацию в этих случаях может только собственник объекта.
Также при отсутствии сведений о ранее возникшем праве в ЕГРН невозможно получить выписку, подтверждающую наличие права собственности на недвижимость.
Учитывая все перечисленные факты, мы рекомендуем татарстанцам все-таки внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Для этого необходимо подать заявление в МФЦ, приложив подлинник договора приватизации. Государственная пошлина при этом не уплачивается.
Пресс-служба