Росреестр: вчера, сегодня, завтра

Без Формата.ru, 16.10.2013

В октябрьском номере журнала «Загородный дом. Татарстан» опубликовано интервью с руководителем Управления Росреестра по Республике Татарстан - главным государственным регистратором Республики Татарстан Зяббаровым Азатом Галимзяновичем. Вряд ли можно найти человека, не побывавшего хотя бы раз в жизни в Росреестре. Без этого органа ни квартиру продать, ни дом купить невозможно. В интервью журналу руководитель Управления Росреестра по Республике Татарстан - главный государственный регистратор Республики Татарстан Зяббаров Азат Галимзянович подвел некоторые итоги работы Управления в 2013 году, поделился с читателями журнала планами развития Управления, отметил актуальные изменения законодательного обеспечения в области регистрации прав на недвижимое имущество.

Азат Галимзянович, расскажите о сегодняшних задачах Росреестра. Какие положительные изменения в работе Росреестра Вы, как его руководитель, можете отметить?

В рамках повышения качества оказываемых услуг и упрощения процедуры регистрации: как приема документов, так и самой регистрации, особое внимание по-прежнему уделяется универсализации приема. Управлением, совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан, проводится невидимая со стороны, но, тем не менее, колоссальная работа по сопоставлению двух информационных ресурсов — государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Основная задача этих усилий — скорейший переход к единой учетно-регистрационной сфере.

Во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан открыты территориальные отделы службы. Это дает возможность жителям региона получать весь комплекс услуг на местах.

Радостное и значимое событие — открытие в городе Казани Ново-Савино-вского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан, расположенного по адресу: ул. Ямашева, дом 82. В новом отделе заявители могут подать документы как на кадастровый учет, так и на государственную регистрацию прав, запросить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН), а также оплатить госпошлину с помощью инфоматов самообслуживания.

Также хочется отметить, что наше ведомство нацелено продолжать развивать электронные услуги. Все эти шаги по развитию информационных технологий направлены на то, чтобы максимально упростить процедуру регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделать ее удобной для заявителя и не требующей его личного присутствия.

Насколько татарстанцами востребованы интернет-сервисы Росреестра? Как отражаются данные технологии на работе Управления?

Интернет-сервисы востребованы гражданами, и их удобства очевидны. Во-первых, получать необходимые услуги можно не выходя из дома или находясь на работе, в любой точке, где есть возможность подключения к Интернету. Это позволяет человеку экономно расходовать свое время. Во-вторых, оперативное получение актуальной информации в режиме онлайн позволяет обезопасить сделку, отслеживать этапы рассмотрения документов и т.д. Все это, несомненно, положительно отражается на работе Управления.

Решили ли электронные услуги проблему очередей в Вашем ведомстве?

Конечно, внедрение электронных услуг положительно повлияло на снижение очередей в нашем ведомстве. Это и предварительная запись на прием, и терминалы электронной очереди, установленные в двадцати территориальных отделах Управления, инфоматы самообслуживания, а также расширенная линия приема граждан. Вот уже более двух лет мы ведем прием документов совместно с Кадастровой палатой.

Какие сервисы доступны гражданам в электронном виде?

Заявители ведомства сегодня через Интернет могут записаться на прием к специалисту, подать запросы на получение сведений из ЕГРП и ГКН в электронном виде, проверить готовность документов, воспользоваться услугой видеоприема граждан с целью получения консультационной помощи, а также другими услугами, удобства и преимущества которых граждане уже успели оценить.

Одна из актуальных и востребованных услуг — «Запрос к информационному ресурсу» — которая открывает доступ к общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пользуясь ее преимуществами, заявители получают уникальные коды — «ключи доступа», что дает возможность осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, подавать запрос о предоставлении сведений и осуществлять копирование информации.

Азат Галимзянович, расскажите, пожалуйста, о тех изменениях, которые произошли за последнее время в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На какие моменты нашим гражданам следует обратить особое внимание?

Хотел бы напомнить об изменениях, вступивших в силу еще с 1 марта текущего года, а именно, об отмене обязательной государственной регистрации сделок по отчуждению недвижимости. C этого времени государственной регистрации не подлежат договоры дарения недвижимости, купли-продажи жилых помещений (квартир, комнат, индивидуальных жилых домов) и предприятий, как имущественных комплексов, а также договоры ренты (предусматривающие отчуждение недвижимости) и договоры пожизненного содержания с иждивением.

Последние изменения в законодательстве вступили в силу с 1 октября, их можно назвать кардинальными (№ 250 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости»). Во-первых, согласно закону, заявление о государственной регистрации прав и другие необходимые документы могут быть представлены в Росреестр в электронном виде, заверенные электронной подписью заявителя, с помощью онлайн сервисов на сайте Росреестра или портала госуслуг. Все, что нужно для регистрации прав и постановки на учет — собрать необходимый пакет документов, получить электронную подпись и заполнить форму на сайте. Электронный способ постановки на учет не меняет саму процедуру регистрации прав. Соответственно, у заявителей будет выбор — приносить документы лично в Росреестр или подать документы в электронном виде в удобное время и без ожидания в очереди. И через несколько дней (до 5 рабочих дней для ипотеки, до 18 календарных дней для других жизненных ситуаций по регистрации недвижимости) нужно будет прийти в офис для получения готового свидетельства. Хочу обратить ваше внимание, что введение в эксплуатацию электронного сервиса, позволяющего оказывать услугу по регистрации прав в электронном виде, запланировано на начало 2014 года, после принятия Минэкономразвития РФ соответствующих нормативных правовых актов.

Во-вторых, сокращен максимальный общий срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 20 до 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для ее проведения. Однако, и это не предел. В перспективе срок регистрации будет сокращен до семи дней.

Кроме того, предусмотрена возможность подачи документов на госрегистрацию прав по экстерриториальному принципу. То есть документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно будет подать в любом офисе приема документов Росреестра и Кадастровой палаты, вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости.

Появилась возможность внесения в ЕГРП отметок записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости о невозможности госрегистрации права без личного участия правообладателя. В ближайшем будущем при внесении изменений в базовые государственные информационные ресурсы, уточненные сведения будут вноситься в ЕГРП без заявления правообладателей. К примеру, наимено-вание юридического лица, паспортные данные физических лиц и т.п. Проведенная

госрегистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество будет удостоверяться по выбору правообладателя свидетельством о госрегистрации прав или выпиской из ЕГРП. При этом свидетельство о госрегистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.

Также с 1 октября законом исключается возможность регистрации прав на объекты с приложением ранее выданных технических и кадастровых паспортов и уточняется, какие документы необходимо представить для регистрации созданного объекта недвижимого имущества и объекта незавершенного капитального строительства. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Растет ли количество сделок с недвижимостью в Казани? Приведите последнюю статистику.

В целом, показатели работы ведомства за 8 месяцев 2013 года сохраняются на стабильном уровне. Говоря о государственной регистрации прав собственности, динамика работы ведомства по данному направлению демонстрирует устойчивый рост числа регистрационных действий. Всего было совершено около 604 830 действий, что почти на 1,6% выше показателей аналогичного периода 2012 г, и это все несмотря на отмену регистрации сделок.

Число регистрационных действий с земельными участками составило свыше 226 335 действий, что на 15,6% выше данных за 8 месяцев 2012г. (195 688 действий). На 4% упал объем регистрационных действий на жилые помещения — 314 928 действий (2012 г. — 327 966 действий).

Планка ипотек такова: за 8 месяцев 2013 г. зарегистрировано 55 060 ипотек (2012г. — 56081 ипотек). Социальных ипотек зарегистрировано 5017, что на 50% выше аналогичного показателя 2012 г. (3350 ипотек). Также зарегистрировано 43 536 прав с ипотекой в силу закона, 11 524 договора ипотеки.

Темпы государственной регистрации прав по дачной амнистии остаются приблизительно на прошлогоднем уровне. Всего зарегистрировано 35 047 прав, что на 16% меньше аналогичного периода 2012 г. — 41 756 действий. Данная особенность объяс-няется тем фактом, что программа реализуется седьмой год, и большинство заявителей уже успели ею воспользоваться в предыдущие годы.

Какие задачи поставлены Вами на перспективу?

Конечно, это повышение качества и доступности государственных услуг: оказание услуг в электронном виде, обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Последнее обновление: 17 октября 2013, 8:42
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования