Почему поданные при оформлении недвижимости документы могут вернуть без рассмотрения

24 января 2020 г., пятница

В 2019 году Росреестром Татарстана было возвращено заявителям без рассмотрения более 54 тысяч пакетов документов, поданных на регистрацию прав и кадастровый учет. В 2018-м году эта цифра составляла порядка 43 тысяч. Тенденция роста очевидна.

Как прокомментировала и.о. заместителя руководителя Управлением Росреестра по Республике Татарстан Людмила Кулагина,  многие граждане данную ситуацию могли бы избежать, если бы подошли к подготовке документов, связанных с оформлением недвижимости, более внимательно. Ведь на самом деле причин, по которым документы могут быть возвращены без рассмотрения, не так уж много.  В целом, Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены следующие  основания для возврата документов без рассмотрения.

- Если формат представленных в электронном виде заявления и документов не соответствует формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.

- Если заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона.

Примечание. С августа прошлого года отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, теперь также является основанием для возврата документов без рассмотрения.

- Если представленные на бумаге заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.

- Если отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления, и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Примечание. Исходя из требований Налогового кодекса РФ, плательщик сбора (лицо, в отношении которого будет совершено юридически значимое действие) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате госпошлины. В случае уплаты госпошлины от имени ненадлежащего плательщика (например, доверенного лица) в отношении надлежащего плательщика (правообладателя), обязанность по уплате госпошлины не считается исполненной, и документы также будут возвращены без рассмотрения.

- Если в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию представлено иным лицом.

- Если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Если в Едином государственном реестре недвижимости содержится запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.

Во всех этих случаях документы, представленные заявителем, не проходят правовую экспертизу и возвращаются в течение 5-8 рабочих дней (в зависимости от вида основания)  со дня поступления в Управление Росреестра по Республике Татарстан.

Как отметила Людмила Кулагина, данные основания были известны и ранее, расширился только пункт, связанный с электронной подачей документов: «Если гражданин допускает проведение сделок с его недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, то он об этом отдельно должен подать заявление в Росреестр в бумажной форме. При отсутствии такого заявления от собственника электронный пакет документов рассматриваться не будет. Эта мера необходима для того, чтобы защитить граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи».

При этом Людмила Кулагина подчеркнула, что если даже заявителю документы вернули без рассмотрения, это не значит, что ему отказывают в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и (или) регистрации прав: «Возврат документов ни в коем случае не препятствует повторному обращению в регистрирующий орган!»

Также обращаем внимание, что в результате возврата документов уплаченная госпошлина не погашается: ее можно использовать в течение трех лет при последующем обращении в регистрирующий орган.  

Пресс-служба

 

 

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International