Будущее Росреестра - регистрация прав через Интернет

Еще несколько лет назад рассказ о том, что очередь в регпалату нужно занимать в 4 часа утра, был для казанцев вполне обычной житейской историей. В 2006г., когда руководство республики обратило пристальное внимание на работу этого ведомства, у регистрационной службы появилось просторное здание на ул.Авангардной, заработал принцип «одного окна», очереди резко сократились.

А год назад в рамках административной реформы Росрегистрация, Роснедвижимость и Роскартография объединились в одно ведомство. По утверждению официальных лиц, это было сделано с целью дальнейшего облегчения и ускорения административных процедур. О кардинальных переменах, произошедших в ведомстве в 2010г., рассказывает руководитель Управления Росреестра по РТ – главный государственный регистратор Республики Татарстан Азат Зяббаров.

«Вся недвижимость»: Азат Галимзянович, прошел год после объединения Управления Росрегистрации по РТ и Управления Роснедвижимости по РТ. С какими проблемами при объединении вы столкнулись, удалось ли их решить, и что выиграли граждане от объединения двух ведомств?
Азат Зяббаров: Объединение этих служб должно было произойти хотя бы потому, что учет объектов недвижимости и регистрация прав на них по логике должны вестись в одном месте. В августе 2010г. к нам присоединилось Камское региональное Управление геодезии и картографии. В нашей республике одним из первых в России был сформирован и укомплектован новый отдел геодезии и картографии. Основные функции отдела связаны с надзором в сфере геодезии и картографии, ведением федерального государственного картографического фонда и реализацией пилотного проекта Росреестра по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных.
Таким образом, в одном ведомстве оказались сосредоточены несколько взаимосвязанных  государственных функций – государственная регистрация прав на объекты недвижимости, кадастровый учет объектов недвижимости, земельный контроль и геодезический надзор. Особых проблем при объединении мы не ощутили, все решалось в рабочем порядке.
Что касается преимуществ, которые получили граждане, то в настоящее время мы устранили существовавшие до объединения бюрократические барьеры и прекратили переписку, которая велась между ведомствами. Если раньше заявитель сначала обращался за кадастровым учетом объекта, затем за государственной регистрацией права на этот объект, то теперь он обращается в единую организацию – Управление Росреестра по РТ и одновременно подает на рассмотрение 2 заявления. Но удобство не только в одновременном рассмотрении документов, но и в возможности устранять какие-либо расхождения в документах путем взаимодействия сотрудников объединенных ведомств без возврата документов заявителю.

«ВН»: Год назад Минэкономразвития утвердило Концепцию создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Можно ли говорить о результатах ее реализации в нашей республике?
А.З.: Результат, несомненно, есть. Для реализации концепции и создания единой учетно-регистрационной сферы мы наладили электронное взаимодействие между территориальными органами по государственной регистрации прав и по кадастровому учету. Благодаря этому при принятии решений сотрудники Земельной кадастровой палаты имеют возможность знакомиться со сведениями, находящимися в реестре прав, а государственные регистраторы - со сведениями, содержащимися в кадастре недвижимости.
Продолжительный период времени в Управлении существовала система параллельного обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав. Система подтвердила свою эффективность, так как позволяла существенно сократить сроки ожидания, кроме того, вдвое сокращала количество необходимых обращений в территориальные подразделения Росреестра.
Изменениями, внесенными в федеральное законодательство, под действовавший в Управлении эксперимент была подведена законодательная база, и в настоящий момент система одновременного обращения за государственным кадастровым учетом и за государственной регистрацией прав, а также обращения за государственной регистрацией прав без кадастрового паспорта действует по всей России. В Татарстане такой возможностью уже воспользовался не один десяток тысяч заявителей.
«ВН»: Азат Галимзянович, что уже сделано, и что будет дальше делаться для максимального упрощения административных процедур, связанных с регистрацией прав на недвижимость
А.З.: С мая 2010г. мы внедрили систему экстерриториальной регистрации, благодаря которой у заявителя имеется возможность зарегистрировать первичные права на объекты, расположенные в иных муниципальных образованиях, не выезжая из своего города или района. Так, например, житель Казани имеет возможность, не выезжая за пределы своего города, зарегистрировать права на садовый домик, расположенный в Верхнеуслонском районе, и квартиру, расположенную в Набережных Челнах. Эта система в настоящее время действует на территории 11 муниципальных образований. В основном это пригородные районы Казани и крупные города республики.
Также с 1 октября 2010г. в нашей республике реализуется пилотный проект Росреестра по наделению ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ полномочиями по приему документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачи информации из ЕГРП. Благодаря этому проекту мы увеличили пропускную способность за счет дополнительных линий приема заявителей, а в тех местах, где наши отделы расположены в разных зданиях, увеличилось количество пунктов приема документов.
Кроме этого, наличие доступа к базе данных ГКН у каждого регистратора сокращает количество запросов, уточнений, приостановлений. Заявитель, получив межевой план в межевой организации, обращается к нам для постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности. Наши специалисты вводят в базу данных запрос, составляют заявление, сканируют межевой план, и уже через 2 часа кадастровая палата может заниматься постановкой участка на кадастровый учет, не дожидаясь письменного документа. Он приобщается к делу позже. В результате сроки рассмотрения заявлений значительно сокращаются.
«ВН»: Общеизвестно, что Татарстан – один из первых регионов, внедривших программу «электронное правительство». Также начал функционировать общефедеральный портал государственных услуг. Как ваше управление участвует в этой работе, и когда право собственности можно будет зарегистрировать, не выходя из дома?
А.З.: Зарегистрировать право, не выходя из дома? Это произойдет еще не скоро, но сегодняшние процессы ведут к этому. Я думаю, что новое поколение будет полностью адаптировано к электронным услугам. Людям преклонного возраста приходится тяжелее, но если им показать, насколько это удобно, то они быстро к этому привыкают.
В моем понимании «Электронное правительство» – это система электронного общения между собой государственных органов и учреждений, в основе которой лежит следующий принцип: если документ, нужный госоргану «А», находится в госоргане «Б», то госорган сам его запрашивает. Посылать за этим документом гражданина запрещено. В результате сокращаются сроки исполнения процедур, количество посещений гражданами государственных органов. В развитии этой системы мы сами заинтересованы, поскольку понимаем, что без электронного общения не решим стоящих перед нами задач. С другой стороны, «Электронное правительство» - это способ облегчить жизнь гражданам.
При этом большинство из них предпочитает по-прежнему общаться вживую (требуя, чтобы их внимательно выслушали), переписываться на бумаге (требуя официального ответа с подписью, а лучше и с печатью). Тем не менее, количество людей, желающих и готовых общаться с государством виртуально, с каждым днем увеличивается.
Росреестр, как ведомство, оказывающее ряд наиболее востребованных заявителями услуг, обречен на скорейшее внедрение электронного варианта этих услуг в силу именно этой востребованности. На портале электронных услуг правительства РФ услуги Росреестра представлены в полном объеме. Правовое регулирование несколько отстает от технических возможностей ведомства, однако и имеющиеся правовые нормы позволяют работать с виртуальным заявителем.
СМИ иногда критикуют нас за то, что на сайтах ведомств размещены бланки заявлений, но необходимость совершать визит в учреждение с заполненным бланком остается. Надо понимать, что без изменения законодательства в этой части освободить заявителя от визита мы не можем. Но если его виртуальное обращение будет рассмотрено, и заявка выполнена, то визит в учреждение будет единственным - с целью подтвердить поступившее в электронном виде заявление своей подписью с предъявлением удостоверения личности и получить результат в виде подготовленного документа.
Именно такой порядок работы действует в нашем Управлении и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ при выдаче информации из ГКН и ЕГРП. Обращение через размещенные в г.Казани информационные киоски (инфоматы), позволяющие одновременно вносить платеж за выдачу информации, удобно для заявителя.
Так же в целях совершенствования и сокращения сроков процедуры приема документов в Управлении эксплуатируется программный комплекс «Предрегистрационная подготовка данных». Благодаря ему любой заявитель (юридическое или физическое лицо) через официальный сайт Управления и портал государственных услуг Росреестра имеет возможность сформировать пакет документов для сдачи в электронном виде. Лица, воспользовавшиеся данной услугой, сокращают время приема документов в разы.
Полностью же перейти на вариант общения «без визита в учреждение» можно будет с расширением круга обладателей электронно-цифровой подписи. Вот тогда сбудутся мечты: сидя дома заполнил формуляр, подписал электронно-цифровой подписью, отправил по электронной почте, затем получил требуемую информацию, заверенную электронно-цифровой подписью чиновника. А если это необходимо, то по почте придет ответ на бумаге, для предъявления в организации, которые еще не перешли на электронный документооборот. Еще можно будет указать в своем заявлении, чтобы заверенный электронно-цифровой подписью ответ направили не только на ваш адрес, но и в ту организацию, для которой вы готовите документы. Всё продумано, осталось доработать законодательство, а также получить электронно-цифровую подпись всем заинтересованным лицам.
«ВН»: С 1 января 2011г. в соответствии с законодательством кадастровую деятельность в отношении земельных участков вправе осуществлять только кадастровые инженеры, имеющие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Для чего был создан институт кадастровых инженеров, и каковы результаты аттестации кадастровых инженеров в нашей республике?

А.З.: В настоящее время на рынке услуг по проведению межевания несколько организаций фактически стали монополистами в этой сфере. Отсюда низкое качество документов, несоответствие их требованиям закона, завышенные цены. Вместе с тем от качества межевания зависит соблюдение сроков постановки на кадастровый учет. Аттестация кадастровых инженеров позволит регулировать деятельность в данной отрасли и отслеживать качество подготовленных ими документов, а именно, в случае выявления в работе кадастровых инженеров более 10 грубых нарушений в течение года, квалификационный аттестат кадастрового инженера будет аннулирован.
Для получения аттестата кандидат должен сдать квалификационный экзамен, который проходит в онлайн-режиме с обязательным видеонаблюдением. Если он правильно ответил на 64 вопроса из 80, то экзамен сдан. Если нет – то пересдать его можно только 2 месяца спустя.
По состоянию на 1 января 2011г. с заявлениями на получение квалификационного аттестата в комиссию обратилось 353 человека, из них только 164 успешно сдали квалификационный экзамен и получили аттестаты кадастровых инженеров. Сведения об этих специалистах содержатся в государственном реестре кадастровых инженеров, который размещен на официальном интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru), в разделе «Кадастровый учет» (подразделы «Кадастровая деятельность», «Государственный реестр кадастровых инженеров»). Обновление сведений о кадастровых инженерах на сайте Росреестра идет ежедневно.
«ВН»: Азат Галимзянович, какие задачи Управлению Росреестра по РТ предстоит решить в 2011г.?
А.З.: Основной задачей на 2011г. я считаю продолжение внедрения новейших технологий в целях максимально удобного, комфортного и оперативного оказания заявителям государственных услуг в учетно-регистрационной сфере.
Следующая задача - развитие системы экстерриториальной регистрации внутри одного регистрационного округа. Конечной целью является предоставление заявителю возможности обратиться за любым регистрационным действием по любому объекту недвижимости, расположенному в границах республики, в любое из подразделений Управления.
В планах Управления - широкомасштабное внедрение системы «электронной очереди». В 2011г. она должна появиться в большинстве территориальных отделов Управления, так же, как и возможность для записи через Интернет.
Так же одной из основных задач, стоящих перед Управлением, является реализация пилотных проектов Росреестра на территории нашей республики, а именно, пилотного проекта «Создание региональной модели инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации и внедрение новых технологий картографии» и пилотного проекта «Анализ социально-экономических последствий введения налога на недвижимость на основе результатов массовой оценки недвижимости».
Управлению предстоит решить в наступившем году непростые задачи, которые потребуют от всех сотрудников максимальной самоотдачи. Их решение обеспечит создание необходимых условий для развития и эффективного исполнения функций, возложенных на наше Управление. 

Беседовала Ольга ВЕСТОВАЯ


Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования